Опубликовано

Акустические системы Heco Concerto Grossо

Heco Grosso
Совсем недавно — в прошлом году — исполнилось 65 лет немецкой компании Heco, основанной Гансом Герхардом Хеннелем. Правда, начинала она свою производственную деятельность с изготовления радиоприемников, а выпуск акустических систем стартовал лишь в 1965 году, с модели B130 — 3-полосных полочных колонок с 12-дюймовым НЧ-динамиком в закрытом акустическом оформлении. Ровно четверть века назад были представлены АС Concerto Grossо, приуроченные к 40-летию компании. Высота — больше полутора метров, вес — больше полусотни кг, тираж — 500 пар, стоимость — 10 тысяч немецких марок (порядка 5 тысяч евро). К 40-летию профильной деятельности на свет появилась серия Elan, спустя три года на ее основе была создана флагманская модель The Statement, в мае позапрошлого года на выставке в Мюнхене был впервые показан прототип существенно обновленной версии, и наконец в прошедшем мае на той же мюнхенской выставке High End дебютировали новые Concerto Grossо, которые мы и протестируем.

Для знакомых с творчеством этой компании ничего радикально нового, как бы кощунственно это ни прозвучало, в тестируемых АС нет. Очевидно, что в данном случае мы имеем все тот же бескомпромиссный подход, правда, в гипертрофированном количественном и качественном исполнении. Пожалуй, главное отличие новинки — это 4-полосная конструкция и сильно возросшие габариты корпуса, позволившие разместить по бокам 12-дюймовый НЧ-динамик и пассивный радиатор аналогичного калибра с целлюлозными диффузорами, вогнутыми пылезащитными колпачками и 2-дюймовыми звуковыми катушками. Динамики, в случае рекомендованного размещения, располагаются на внутренних боковых стенках. Как я понимаю, своего рода «наплывы» на боковых стенках, собственно говоря, и призваны упрочить корпус в местах крепления НЧ-излучателей и снизить его резонансы.Забавно, что в маркировке АС литерой L выделена лишь левая колонка, а правая осталась безымянной.

Еще один НЧ-динамик, на этот раз 8-дюймовый, установлен на передней панели и имеет закрытое акустическое оформление. 6-дюймовый СЧ-излучатель с диффузором из бумажной массы с добавлением шерсти, на гофрированном тканом подвесе, оснащен магнитной системой из сплава AlNiCo (алюминий/никель/кобальт). Акустическое оформление данного динамика можно было бы считать открытым, если бы не активное демпфирование задней камеры ячеистым поролоном и синтепоном, а также поролоновая и металлическая сетки на тыльной стороне АС. Больше всего это похоже на апериодическую нагрузку с естественным спадом около 12 дБ/окт. Наконец, тканый купол твитера пропитан специальными наночастицами и нагружен на некое подобие рупора, образованного фронтальной алюминиевой панелью. Частоты раздела полос составляют 110, 580 и 3100 Гц, традиционно имеется три пары клемм для подключения усилителя и возможности коррекции отдачи по СЧ/ВЧ. Вариант внешней отделки — единственный, это глянцевый черный лак.

Heco Grosso

Heco Grosso

Технические характеристики (по данным производителя):
Подводимая мощность, ном./макс.: 325/550 Вт
Импеданс: 4-8 Ом
Частотный диапазон: 16 Гц – 52 кГц
Рекомендованная мощность усилителя: 30-550 Вт
Чувствительность: 92 дБ
Габариты: 324 х 1352 х 617 мм
Масса: 63,1 кг

Прослушивание

Когда я пытаюсь представить себе аналогию продукции компании Heco, своего рода проекцию в повседневный мир, мне почему-то приходит на ум сравнение со скоростным, несущимся по ночному городу автомобилем. Но если до сей поры это был некий родстер, то Concerto Grossо скорее напоминает Rolls-Royce. Несколько «чемоданистого» вида, словно рефлексирующего по годам былой славы, спрятавшего в своём обличье ностальгические оттенки, откровенно намекая своими контурами на времена, когда всё было честно, ясно и понятно, и скрывающего под своим «капотом» звериную незадокументированную мощь мотора. Которая позволяет срываться с места и уноситься к линии горизонта под недоуменные взгляды обладателей новомодных аэродинамических авто последней модели. В моём представлении владелец Concerto Grossо — человек не просто состоявшийся, это до некоторой степени сибарит, привыкший к самому лучшему и в то же время точно понимающий, чего он хочет от жизни. Ценящий свой комфорт, своё душевное равновесие и скептически относящийся к тому, что скажут другие по поводу его выбора. Потому что это его осознанный выбор, и он как никто знает все доводы и резоны, которые его к этому выводу подвели. Но если конёк Роллс-Ройса — это знаковость, значимость, статусность, называйте как хотите, и он явно не универсал и на нём глупо ехать в булочную, то Heco были и остаются трудягами, готовыми исполнить любой каприз своего владельца. Малейшую прихоть. Не считаясь со своей родословной и репутационными потерями. Они достойно отыграют латиноамериканский рэп и какой-нибудь «хит» новоиспеченного проекта отечественной эстрады. Я пробовал. Но на суд я бы все-таки вынес несколько иной музыкальный материал.

Heco Grosso

Megadeth «A Tout Le Monde». По мне, в этой песне в рамках своего жанра прекрасно всё: и размер, и исполнение, и эмоциональный накал. Который прекрасно передаётся Concerto Grossо. Я бы рискнул высказать мнение, что нравственная и эстетическая составляющая этой песни выходят далеко за рамки того жанра, с которым мы привыкли ассоциировать творчество Мастейна сотоварищи. Песня — прощание, песня — душевная боль, песня — посвящение рано ушедшей матери. Concerto Grossо доносят до нас каждый гран его душевных терзаний, выраженных через голос и струны его гитары. Как ни крути, по версии Guitar World это один из ста лучших гитаристов всех времен и народов. И в исполнении Concerto Grossо его аккорды подобны раскатам грома — и, кажется, все не закрепленные на своих местах предметы начинают двигаться в такт жесткому ритму, отсчитывающему последние секунды до Финала. Что есть финал? Наверное, по счастью, он и сам об этом знает пока не очень много.

Heco Grosso

Совсем иная история с творческим наследием Антонио Лючио Вивальди. Его бессмертные «Le quattro stagioni» в исполнении Concerto Grossо (а маэстро был, возможно, самым ярким мастером concerto grosso) исполнены той одухотворенности и страсти, отсутствие которых похоронило сочинения его ровесников, навсегда закрепив имя композитора на золотых скрижалях музыкальной истории. Группа струнных инструментов бесподобна, ширина воссоздаваемого пространства четко обрамлена границами помещения записи. Тембры близки к натуральным настолько, насколько это возможно с учетом прошедших веков, изменившегося строя инструментов и материала струн. Concerto Grossо воссоздают творение мастера точно и экстатично. Уверенно управляясь со звуковой палитрой и не позволяя себе излишних вольностей. Порой кажется, что внешний брутальный облик колонок не вяжется с изысканностью воспроизводимого ими материала, но стоит лишь закрыть глаза, как забываешь обо всем. В конце концов, внешний облик композитора при жизни никак не вязался с изысканностью его творчества. Скорее, наоборот.

Heco Grosso

Протяжный вой Хаулина Вулфа в «Smoke­stack Lightnin’» относит нас к эпохе рассвета ритм-энд-блюза, времени становления чикагской школы, времени расцвета Chess Records и восхода звезд Мадди Уотерса и Этты Джеймс. Те, кто считает, что блюз — это песня мужчины, от которого ушла женщина, явно все упрощают. Есть мужчины, от которых женщины не уходят, — как Вулф. И тем не менее вся их жизнь — один сплошной блюз. Со всеми своими составляющими. Concerto Grossо прекрасно передают и эмоциональный посыл, и атмосферу 60-х годов, пронизанную надеждой, ожиданием нового, более счастливого времени. Ведь, по сути, каждая песня Вулфа — это мост, перекинутый из невыносимо тяжелого детства в лучший мир. Это гимн ожидания. Это надежда, увековеченная в нотах, которых он не знал.

Heco Grosso

В Concerto Grossо производитель традиционно воплотил tri-wiring с возможностью подстройки отдачи по частотам путем коммутации выходных клемм. Безусловно, я воспользовался этой возможностью, хотя и не смог оценить её в полной мере. В нашем случае наилучший результат соответствовал настройкам по умолчанию. Возможно, обладателям менее удачных апартаментов эти возможности окажутся как нельзя более кстати. Пожалуй, единственная ре­комендация к будущим владельцам Concerto Grossо состоит в том, чтобы не размещать их вплотную к вертикальным поверхностям. Не потому, что они там не играют. А потому, что оформление в виде пассивного акустического сопротивления в наше время — исключительная редкость. И к тому же стоит весьма недешево. И уж если разработчики фирмы пошли на это и сделали реверанс в вашу сторону, ответьте им тем же. Их творение того стоит.

Вывод

Concerto Grossо, бесспорно, найдут своих почитателей. Для этого у них есть всё. Нетривиальный подход разработчиков, импозантный внешний вид, универсальность, способность достоверно воссоздать любые звуки — от скрипичного пиццикато до раскатов грома. Если и есть на свете люди, которым они могут не понравиться, то это ваши соседи. Но ведь это совсем другая история, не правда ли?

Контрольная система

CD-проигрыватель Audio Research Reference CD9;
полный усилитель Luxman L-590AX;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.